Есть задача?решим железно

ООО «Лазори» - динамично развивающееся машиностроительное предприятие. Основными направлениями нашей деятельности являются металлообработка и производство нестандартного оборудования, используемого во многих областях промышленности.

Подробнее

Интересное

Проблемы торговых центров

 

 

При создании торговых центров в регионах Беларуси возможно повторение ошибок, допущенных при развитии данного направления в России.

Что это за ошибки, каковы их последствия и как этого можно избежать, рассказывает руководитель группы компаний "Твоя столица"Владимир ДАВИДОВИЧ.

- Появление торговых и торгово-развлекательных центров в регионах Беларуси - процесс естественный. И в развитии этого направления сегодня заинтересованы торговые операторы, российские и отечественные. И с теми и с другими мы активно работаем.

Торговые и торгово-развлекательные центры современного формата только-только начинают появляться в областных центрах. И поэтому самое время заострить внимание девелоперов на том, что ТЦ в областном центре отличается от аналогичного объекта в столице. В регионах своя специфика, незнание и непонимание которой - прямой путь к огромным финансовым потерям для девелопера. И в том, что эти опасения не беспочвенны, позволяет убедиться российский опыт, с которым специалисты компании "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса" ознакомились во время международной выставки REX-2011.

На выставке были представлены все сегменты рынка коммерческой недвижимости - торговой, офисной, складской.

В отличие от выставки "Дом-Экспо-2011", где мы принимали участие в конференции, форум REX-2011 произвел более сильное впечатление.

На выставке "Дом-Экспо" было представлено жилье. И было видно по составу участников, по уровню презентаций и конференции, что в отрасли кризис. То есть, несмотря на оживление в экономике, для простых покупателей ставки по ипотечным кредитам по-прежнему высоки - 15-16%, что не позволяет рынку жилья в Москве, не говоря о регионах, задышать в полную силу.

REX-2011 продемонстрировала гораздо более оптимистичное состояние рынка коммерческой недвижимости. Достаточно представительный форум, очень много международных участников. Конференция, которая проходила во второй день работы выставки, вызвала огромный интерес. В зале, где обсуждались вопросы торговой недвижимости, не оказалось свободных мест и люди слушали выступления стоя. Притом что стоимость входного билета на конференцию - 597 EUR.

Активными участниками выставки и конференции выступили крупнейшие международные операторы рынка недвижимости, такие как Cushman & Wakefield (спонсор выставки). Причем были представители московского и варшавского офисов, с которыми у нас партнерские договоры. Были представлены компании Colliers International, Knight Frank, Jones Lang Lasalle, Ernst & Young и другие.

Что запомнилось? Во-первых, было очень много региональных представителей - собственников и девелоперов торговой недвижимости. По сути, около 50% выставочной площади, которая была отведена ретейлу, занимали стенды региональных торговых центров.

В российских регионах не только в городах-миллионниках, но и в менее населенных после кризиса активное развитие получило строительство торговых и торгово-развлекательных центров. Концептуально они рассчитывались на докризисную ситуацию. Но во время кризиса изменились численность и состав торговых операторов. Многие из тех, что работали до кризиса, свернули свои региональные программы. А новые операторы приходят уже с иными требованиями. В итоге девелоперы, собственники торговых центров столкнулись с проблемой качественного заполнения.

Оказалось, что заполнить торговый центр только сетевыми операторами невозможно. В то же время спрос на площади в ТЦ и ТРЦ высок со стороны так называемых "чепэшников". В итоге возникает конфликт интересов.

Что еще запомнилось? Регион Дальнего Востока, в связи с геополитическим удалением и ориентацией на китайский и корейский дешевый импорт, для девелоперов и операторов по-прежнему воспринимается как заграница. Между тем компания "Спортмастер", которая одной из первых открыла там свои торговые объекты, считает начало довольно успешным.

Еще интересно то, что за время кризиса многие российские операторы очень сильно окрепли организационно и материально. Те, кто смог развиваться в регионах, стали федеральными сетями. Например, такие бренды, как "Спортмастер" (недорогие аксессуары и одежда для активного отдыха), "Остин" (недорогая одежда), "М. Видео" (бытовая техника) и другие.

И это очень хорошая тенденция. В том числе и потому, что операторы с Запада сейчас крайне неохотно приходят в Россию, даже в Москву. Период наиболее активного прихода западных ретейлеров - 2002-2005 годы, когда ставки арендной платы были не такими высокими. И те, кто пришел тогда, смогли адаптироваться к постепенному росту арендных ставок. Те же, кто приходит сейчас, не готовы принять ставки, которые, например, существуют на сегодня в Москве, Санкт-Петербурге. А идти в регионы, не зная рынка, западные ретейлеры просто боятся. В регионы идут только те, кто пришел на российский рынок до кризиса и смог его пережить.

Понятно, что нас больше интересуют наши проблемы, наши девелопмент и ретейл. Российский опыт интересен лишь в части полезности для нас. Например, ситуация в регионах там похожа на нашу. Регионы в Беларуси пока слабо освоены торговыми операторами и девелоперами.

А те единичные торговые центры, которые появляются в Бресте, Гродно, Витебске, Гомеле, Могилеве, тоже не могут быть заполнены зарубежными и отечественными сетевыми операторами. Приходится оставшиеся площади заполнять мелкими арендаторами, индивидуальными предпринимателями. Как следствие - снова конфликт интересов.

Поэтому на стадии разработки концепции проекта ТЦ надо очень серьезно просчитывать размеры и формат будущего центра, чтобы рынок смог поглотить новые торговые площади.

Вторую проблему - качественное заполнение торгового центра - тоже надо решать заблаговременно. Еще до начала строительства необходимо сформировать группы якорных арендаторов и под них уже корректировать площади, размещение и конфигурацию помещений.

Остальные помещения можно заполнять более мелкими операторами, но так, чтобы их интересы не вступали в конфликт с интересами якорных арендаторов.

Кстати, если говорить не о белорусских, а о зарубежных, в том числе российских, сетях, то надо иметь в виду, что им входить на рынок одной или двумя торговыми точками невыгодно из-за затрат на логистику, маркетинг, менеджмент. Причем российские торговые сети заинтересованы в развитии не только в областных центрах, но также в крупных районных, например в Борисове, Солигорске, Орше, Лиде, Бобруйске, Барановичах.

В настоящее время компания "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса" совместно с партнером - международной компанией Cushman&Wakefield - работает с девелоперами торговых центров в трех областных городах. Речь идет об участии в разработке концепций проектов и формировании пулов арендаторов.

Еще одна проблема, которая поднималась на конференции, - неэффективное управление торговыми центрами. В России по-прежнему слабо развит институт управления на основе аутсорсинга. По оценкам экспертов, 10-15% центров в секторе торговых и офисных помещений управляют внешние операторы. Российские эксперты считают, что для девелопера содержать свою управляющую компанию экономически целесообразно при эксплуатации портфеля в 50 тыс. кв. м и выше.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что если мы не учтем уроков российского регионального развития, то рискуем получить те же проблемы. А это потом придется компенсировать более низкими арендными ставками, дополнительными бонусами для арендаторов - иными словами, возможны финансовые потери.

Источник: nest.by

Свежие статьи

10 Янв. 2014 - Праздник в кафе читать
14 Дек. 2013 - Применение автокрана в современных условиях читать
10 Дек. 2013 - Строим тепловую сеть: на что обратить внимание? читать
13 Ноя. 2013 - Отдых на острове Санторини читать
12 Ноя. 2013 - Современные литейные производства читать
05 Ноя. 2013 - Чугунные печи для бани читать
28 Окт. 2013 - Контроллер машины многоточечной контактной сварки SA-2000AF читать
02 Окт. 2013 - Испытательное оборудование для двухопорного изгиба металлов и сплавов по методу Шарпи: что нужно о нем знать? читать
01 Окт. 2013 - Основные преимущества санаторного лечения читать
27 Сен. 2013 - Особенности изготовления металлоконструкций читать

Последние новости

29 Янв. 2013 - Строительство складского помещения читать
24 Янв. 2013 - Как правильно выбрать диски на авто. читать
24 Янв. 2013 - Навесное оборудование Miller читать
22 Янв. 2013 - Модные зимние куртки пуховики от Fred Perry читать
30 Ноя. 2012 - Гаджет в городе... NISSAN JUKE читать
23 Ноя. 2012 - ОАО "Редуктор-ПМ" развивает новые производственные направления читать
20 Ноя. 2012 - В ПВЦ «Радмир Экспохолл» пройдет 4-я специализированная выставка «Строительство. Коттедж. Ландшафт. Энергоэффективные технологии» читать
20 Ноя. 2012 - Семантическое ядро запросов читать
18 Ноя. 2012 - Ультралайт в степях читать
18 Ноя. 2012 - В Астане увеличилось строительство частных домов читать
масло мобил 5w40 цена масло мобил 5w40 цена
 
акумулятор 61АН купить запчасть JZW915105 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin blender
 
mp3juices safe